Самый быстрый поезд в мире
Содержание:
- Россия: «Сапсан»
- 3 E5, E6, H5 Series Shinkansen
- Самые быстрые поезда в мире
- THSR 700T, Тайвань
- 4 TGV POS
- Как купить билеты, можно ли забронировать
- Испания: Talgo 350
- Скоростные и высокоскоростные
- Железнодорожная служба «Рио Тинто», Австралия до 2400 м
- Самые быстрые поезда России
- Рекорды среди высокоскоростных поездов
- 1 Maglev
- Китай: шанхайский маглев
- 7 KTX-I / KTX-Sancheon
- Франция: поезда серий TGV
- «Ghan», Австралия, 1096 м
Россия: «Сапсан»
В число самых известных высокоскоростных поездов мира входит и международный типоряд, известный в России как «Сапсан», курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Среди его отличительных особенностей – ширина поезда, которая на 30 см превышает стандартную европейскую (это связано с тем, что в России более широкая железнодорожная колея), а в 2014 году сдвоенную модификацию состава из 20 вагонов официально признали самым длинным высокоскоростным поездом в мире. Кроме того, «Сапсан» создан по технологиям, адаптированным к российскому климату: даже если температура опускается ниже -40°С, он может спокойно продолжать движение, тогда как в более теплых странах даже небольшой снег способен парализовать железнодорожное сообщение.
С самого начала «Сапсаны» задумывались как замена скоростным поездам ЭР200, соединявшим Санкт-Петербург и Москву и успевшим значительно устареть к двухтысячным годам. В 2006 ОАО «РЖД» заключило контракт с компанией Siemens на поставку восьми высокоскоростных составов на базе поезда Velaro, а уже в 2009 году поезда поступили в эксплуатацию. Версия для России получила свое название в честь самой быстрой птицы в мире – сокола-сапсана, который может развивать скорость более 322 км/ч в стремительном пикирующем полете. Технически у «Сапсана» тоже есть потенциал к преодолению этого рубежа при наличии соответствующей обособленной инфраструктуры – пока же его конструкционная скорость составляет 250 км/ч. «Сегодня «Сапсаны» эксплуатируются без реализации всего заложенного в них потенциала – на сети обычных железных дорог, с присущими им ограничениями скорости и совмещённым потоком пассажирских и грузовых поездов», – отмечает Павел Зюзин. По мнению эксперта, выделенная высокоскоростная линия для этих поездов между Москвой и Санкт-Петербургом помогла бы раскрыть полный потенциал этого поезда и более существенно сократило бы время на поездку. В этом году такая линия снова вынесена на стадию проектирования.
Техосмотр «Сапсанов» проводится примерно один раз в пять дней в депо «Металлострой» в Санкт-Петербурге, и туда удалось попасть съемочной группе программы «Мега-пит-стопы», которая выходит по субботам в 11:00 на Discovery Channel и рассказывает о том, какие технические операции проводятся во время сервисного обслуживания современных поездов, самолетов и кораблей. Познакомиться с результатами работы команды проекта и узнать много нового и интересного о техобслуживании «Сапсанов» можно в выпуске, посвященном этим поездам, на Discovery Channel.
3 E5, E6, H5 Series Shinkansen
Открывают тройку лидеров нашего рейтинга сверхскоростные пассажирские поезда Shinkansen серии E5, E6, H5, эксплуатируемые в Японии — родине высокоскоростных железнодорожных сетей. Вся сеть сосредоточена вокруг Токио и имеет девять различных маршрутов, еще четыре планируется открыть в 2023 году.
Поезда Shinkansen разделяются на несколько серий. Модели E5, E6, H5 принадлежит к новому поколению сверхскоростных составов, оснащенных активными электрическими подвесками.
Составы нового поколения E5 и E6 обладают большей скоростью и повышенным удобством, по сравнению с предыдущими моделями. Корпус поездов имеет длинный нос, который вытянут вперед на 15 м. Каждый поезд оснащен современной системой торможения, которая позволяет сократить длину тормозного пути даже на сверхвысоких скоростях. Поезда серии Н5 обладают рядом улучшений, позволяющих использовать данные составы при любых погодных условиях: прочная резина защищает соединение между вагонами, новые снегоочистители, защитная решетка для защиты электронного блока управления.
Обе серии поездов Е и Н имеют одну рабочую скорость в 320 км/ч, внешне корпус отличается расцветкой: модели Е-серии имеют розовую полосу, модели Н-серии украшает полоса лавандового цвета.
Самые быстрые поезда в мире
Сейчас поездка по Европе на поезде уже быстрее, чем на самолете. Узнайте, какие модели могут похвастаться высокой скоростью.
1. Shanghai Maglev: 430 км/ч
Самый быстрый поезд в мире — это не обязательно самый новый и дорогой. За плату в размере 8 долларов вы за 7 минут доедете от аэропорта в Шанхае до окраины города. Поезд использует технологию магнитной левитации и не отправляется в центр города. Основная масса пассажиров постоянно фотографирует индикатор скорости.
China Discovery
2. Fuxing Hao CR400AF/BF: 400 км/ч
Название «Fuxing Hao» означает «омоложение», и каждый из двух поездов имеет отдельное название: CR400AF — «Dolphin Blue», а CR400BF — «Golden Phoenix». «CR» означает China Railway. Любой десятичасовой переезд сокращается вдвое благодаря его скорости.
youtube. com
3. Shinkansen H5 and E5: 360 км/ч
Серии H5 и E5 Shinkansen являются двумя скоростными поездами в Японии, которые занимаются коммерческими перевозками в стране. Маршрут Токио – Осака можно преодолеть всего лишь за 4 часа, а не за 7, как было раньше.
Locomotive Wiki
4. The Italo and Frecciarossa: 354 км/ч
Это самый быстрый поезд в Европе, способный доставить пассажиров из Милана во Флоренцию или Рим менее чем за три часа. Frecciarossa, или «красная стрела», был представлен в 2015 году в Милане. Все детали являются на 100 % устойчивыми и возобновляемыми.
YouTube
5. Renfe AVE: 349 км/ч
Самый быстрый поезд в Испании используется для междугородних перевозок в крупные испанские города и за его пределы. Теперь поездка из Барселоны в Париж занимает всего лишь 6 часов.
Republica.com
6. Haramain Western Railway: 349 км/ч
Высокоскоростное соединение Мекка-Медина находится между наиболее известными городами Саудовской Аравии. Путешествие занимает два с половиной часа, по сравнению с пятью часами на машине. Однако скорость не является полным оправданием для строительства этой железной дороги, ожидается, что поезд будет перевозить три миллиона пассажиров в год, включая многих паломников. Это позволит справиться с пробками на дорогах.
Al Arrab Contracting Company
7. DeutscheBahn ICE: 330 км/ч
Отличительно футуристический белый и серебристый Inter-City Express (ICE), в сочетании с его резкой красной линией создает впечатляющий вид. Недавно ввели новый маршрут Берлин — Мюнхен. В скором времени планируют запустить несколько рейсов из Франкфурта.
The Telegraph
8. Korail KTX: 330 км/ч
Южнокорейская высокоскоростная железнодорожная сеть далека от новых (KTX дебютировала в 2004 году), но она занимает первое место среди самых быстрых. Последний маршрут, открытый как раз к зимним Олимпийским играм 2018 года, соединяет международный аэропорт Инчхон на западе с прибрежным городом Каннын на востоке, останавливаясь в Сеуле по пути. KTX сокращает время транспортировки с шести часов на обычном поезде до двух часов.
9. Eurostar e320 и TGV: 322 км/ч
Как поезда TGV, так и Eurostar e320 подверглись редизайну в 2015 году. Eurostar поставляет своих пассажиров прямо в центр кадого города, и тарифы доступны в Rail Europe от 70 долларов в одну сторону. Цена немного завышена, но люди все равно покупают билеты.
Pinterest/Keld N
10. Thalys: 300 км/ч
Thalys является одним из самых важных поездов в Европе. Удобен для отдыха и для бизнес-поездок. Соединяет такие города, как Амстердам, Брюссель, Париж и Кельн. Пользуется популярностью среди путешественников.
Global Rail News
Самые быстрые поезда в мире помогают сэкономить время и деньги. Уверены, что следующий раз вы откажитесь от поездок машине.
THSR 700T, Тайвань
THSR 700T представляет собой серию тайваньских высокоскоростных поездов с несколькими вагонами. Первый запуск состоялся 5 января 2007 года. Для этого поезда проложен ультраскоростной маршрут между городами Тайбэй и Гаосюн. При максимальной скорости 300 км./ч. THSR 700T сумел сократить время в пути между этими городами с 4,5 часов до всего 90 минут. Поезд 700T имеет 12 вагонов, движение обеспечивает многоуровневая система с несколькими двигателями. 9 из 12 вагонов участвуют в обеспечении поезда энергией. Это гарантирует высокую скорость и пространство.
Поезда 700T поезда построены в Японии консорциумом из трех крупных компаний — Kawasaki Heavy Industries, Nippon Sharyo и Hitachi. Мощные двигатели 700T обеспечивают разгон от 0 до 300 км/ч всего за 15 минут. Внедрение требований европейской безопасности позволило расширить в 700T функции безопасности – возможность двунаправленных операций, наличие системы обнаружения нестабильной работы, детекторов огня и дыма и станций остановки управления.
В настоящее время поезда 700T эксплуатируются в Тайване на высокоскоростной железной дороге. Каждый поезд 700T имеет один вагон бизнес-класса и 11 стандартных вагонов. Салон вагона бизнес-класса в 700T может вместить 66 пассажиров, а стандартный класс насчитывает 923 места в одном поезде. Вагоны THSR 700T звуконепроницаемые, в них можно ознакомиться с различной туристической информацией и информацией о движении поезда в реальном времени.
4 TGV POS
Четвертую позицию нашего рейтинга занимает серия французских высокоскоростных составов TGV POS, принадлежащая четвертому поколению. Данные поезда находятся в эксплуатации с 2006 года и обслуживают линии: Париж — Люксембург и Париж — Страсбург. Они стали известны на весь мир в 2007 году, поставив скоростной мировой рекорд в 574 км/ч. При этом, сертифицированная скорость состава равняется 320 км/ч.
Поезда TGV POS производятся французской компанией Alstom, а эксплуатируются корпорацией NSCF. Каждый поезд состоит из десяти вагонов: 2 осуществляют тягу и 8 предназначены для перевозки пассажиров. Силовые вагоны имеют выходную мощность в 9,6 МВт, что соответствует 12900 л.с. Уникальность составов состоит в том, что они оснащены асинхронными двигателями, которые позволяют отключить один из них в случае любой неисправности.
Каждый поезд имеет серо-синюю окраску, вес состава равняется 383 т. Внутри вагонов сделано все для комфортных поездок пассажиров: удобные кресла с возможностью поворота, столы, розетки, бесплатный интернет, большой отсек для чемоданов и малый для хранения ручной клади.
Как купить билеты, можно ли забронировать
Ориентируясь на запросы потребителей и современные тенденции, Китай стал уделять большое внимание онлайн сервису. Сейчас можно забронировать билеты в интернете, выбрать класс и места, какие предпочтительны, по схеме сидений каждого вагона
Внимание! Если в пути предстоит пересадка, то выбор места происходит автоматически. Купить билеты через интернет можно только при наличии банковской карты Китая
Но существует сторонние сервисы, которые предлагают услуги по покупке и доставки жд билетов в отель. После онлайн-бронирования билета, получить его возможно на вокзале в кассе, предъявив паспорт и ваучер. После получения билета обязательно нужно проверить паспортные данные, дату, время отправления, номер вагона и места
Купить билеты через интернет можно только при наличии банковской карты Китая. Но существует сторонние сервисы, которые предлагают услуги по покупке и доставки жд билетов в отель. После онлайн-бронирования билета, получить его возможно на вокзале в кассе, предъявив паспорт и ваучер. После получения билета обязательно нужно проверить паспортные данные, дату, время отправления, номер вагона и места.
Жд билет в Китае
Билет нужно сохранить до конца поездки, потому что при выходе из вагона на финишной станции проводится повторное сканирование.
Внимание! Нужно учитывать, что в выходные дни поток пассажиров увеличивается, поэтому на эти дни лучше приобретать билеты заранее. Стоимость билета на самый быстрый в мире поезд гораздо выше, чем на обычные электрички. Можно выбрать авиаперелет, но учитывая время, затраченное на регистрацию, прохождение досмотров, возможность переноса рейсов, многие выбирают скорый поезд
Тем более по пути следования «Фусина» есть возможность увидеть местность, пейзажи и быт жителей страны
Стоимость билета на самый быстрый в мире поезд гораздо выше, чем на обычные электрички. Можно выбрать авиаперелет, но учитывая время, затраченное на регистрацию, прохождение досмотров, возможность переноса рейсов, многие выбирают скорый поезд. Тем более по пути следования «Фусина» есть возможность увидеть местность, пейзажи и быт жителей страны.
Проезжая по железнодорожным мостам через реки Янцзы, Хуанхэ возникает чувство восхищения от красот природы, мощи, упорства и трудолюбия народов Китая!
*Цены актуальны на июль 2018 г.
Испания: Talgo 350
«Испания – это первая страна в Европе, которая построила не отдельный маршрут, а целую сеть высокоскоростных линий, что в условиях наличия двух центральных воздушных хабов – Барселоны и Мадрида – сделало передвижение по стране невероятно быстрым и, в том числе, позитивно повлияло на развитие туризма», – рассказывает Павел Зюзин. Сегодня Испания занимает второе место в мире по протяженности ВСМ (2 850 км) – логично, что по ним ходят высокотехнологичные поезда.
Составы AVE серии 102 (или Talgo 350) совместного производства Talgo и Bombardier, курсирующие между Мадридом и Барселоной – пожалуй, самые известные за рубежом испанские поезда. Широкую славу вместе с прозвищем «Утка» Talgo 350 получил во многом благодаря оригинальному и довольно забавному дизайну: нос состава удлинен и действительно чем-то напоминает утиный – это сделано с целью уменьшить аэродинамическое сопротивление.
В 1994 году началась разработка прототипа. Изначально его создатели ставили перед собой цель достичь конструкционной скорости в 350 км/ч (недаром эта цифра фигурирует в названии), но в итоге этот показатель составил 330 км/ч, что связано с ограничениями восьми двигателей мощностью 1000 кВт. Но и этой скорости вполне хватает, чтобы преодолевать расстояние в 621 км между Мадридом и Барселоной примерно за 2 часа 30 минут, если поезд идет без остановок.
В Испании поезда AVE серии 102 начали курсировать в 2007 году, а в 2011 году Саудовская Аравия заключила с Talgo контракт на поставку этих поездов для обслуживания проектируемой на тот момент высокоскоростной железнодорожной магистрали Харамейн между Меккой и Мединой (сама линия открылась в октябре прошлого года). Учитывая климатические и географические особенности региона, а также пожелания заказчиков, Talgo увеличила количество посадочных мест в связи с потенциально высокой востребованностью у паломников, повысила производительность системы кондиционирования воздуха и приняла дополнительные меры по защите составов от песка и пыли.
Скоростные и высокоскоростные
Понятие «скоростной поезд» не имеет общепринятого определения: обычно так говорят о железнодорожном транспорте, чья скорость в среднем выше, чем у традиционных поездов: например, в России скоростными признают поезда, которые достигают скорости 140 км/ч и выше, а в Индии и Канаде этот порог составляет 160 км/ч. Зато с определением «высокоскоростной поезд» все намного проще: как правило, так называют все железнодорожные транспортные средства, которые могут преодолеть отметку в 200 км/ч.
Между прочим, этот порог был взят еще в начале ХХ века экспериментальным электровагоном компании Siemens & Halske в октябре 1903 года, а всего через три недели электровагон от фирмы AEG продемонстрировал уже скорость в 210,2 км/ч. Первая же высокоскоростная магистраль (или сокращенно ВСМ) появилась только в 1964 году – ею стала японская линия Токайдо-синкансэн протяженностью в 515,4 км. Маршрут быстро завоевал популярность и траты на строительство линии окупились всего за семь лет. Успех Японии способствовал развитию ВСМ во многих странах, и оно продолжается до сих пор, а современные высокоскоростные поезда – прямое тому подтверждение.
Железнодорожная служба «Рио Тинто», Австралия до 2400 м
В 2018 году во всем мире стала известна компания «Рио Тинто». Это одна из самых крупных в мире горно-металлургических компаний, производящих золото, медь, добывающих железную руду, уран, алмазы и т.д.
Эта корпорация более 10 лет работала над созданием полностью автоматизированного железнодорожного комплекса, потратив на это 916 млн. долларов. Система обслуживает 14 шахт, доставляя руду в 4 портовых терминала.
Поезда могут самостоятельно отслеживать состояние рельсов, могут сами провести самодиагностику, выявив неисправности в стяжке или колесах. Ими управляют удаленные сотрудники, которые находятся на расстоянии 1,5 км от шахт.
Благодаря этим нововведениям самые длинные составы, в которых насчитывается по 226 вагонов, могут не останавливаться, чтобы сменить машинистов. В среднем каждый из них путешествует на расстояние 800 км, перевозит до 30 тыс. тонн груза.
На погрузку, перевозку и разгрузку в среднем уходит около 40 часов. Благодаря такой автоматизации удалось увеличить выработку руды на 20 млн. тонн. Поезда движутся со скоростью 20 км/ч.
Самые быстрые поезда России
Россия не знаменита быстрыми железными дорогами и до лидеров в этом аспекте – Японии, Китая и Франции ей еще очень далеко. Но все же поезда, курсирующие на территории РФ, заслуживают отдельного внимания.
Сапсан
Разработка немецкой компании Siemens специально для ОАО «РЖД». Первый рейс состоялся в 2009 году и сегодня маршруты остаются неизменным – «Москва – Санкт-Петербург» и «Москва – Нижний Новгород». Сапсан способен развивать скорость 300 км/час. Разрешенный лимит ограничен пределом 250 км/час. Крутой экспресс стал альтернативой перелетам между Москвой и Питером, поскольку при учете временных трат на дорогу в аэропорт, поезд выгоднее.
Аллегро
Продукт финской компании. Аллегро курсирует между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Время в пути составляет чуть меньше 4 часов, а лимитированная скорость − 220км/час, на территории Финляндии. В России же Аллегро движется с ограничением 200 км/час. Поезд вместителен, рассчитан на 354 пассажиров.
Ласточка
Электричка подготовлена компанией Siemens специально к Сочинской Олимпиаде. Считается, что этот проект стал самым затратным, поскольку только техобслуживание экспресса обошлось России в 500 миллионов евро. В модели 5 вагонов, в которых одновременно могут ехать 413 пассажиров. При необходимости перевозки большего количества человек, 2 поезда сцепливаются между собой.
Минусами амбициозного проекта считают редкие рейсы, поэтому желающих проехать на высокоскоростном транспорте больше, чем может в себя вместить Ласточка. А неприспособленный для стоячих мест вагон напоминает московское метро в час пик. Максимальная скорость поезда на маршруте − 160 км/ч.
Стриж
Испанский пассажирский Talgo 250 теперь курсирует из Москвы в Нижний Новгород. Время в длинном пути с учетом остановок во Владимире и Дзержинске составляет чуть меньше 4 часов. Модели различаются между собой количеством вагонов – от 7 до 11. Разрешенное количество пассажиров – 299. Стриж способен развивать до 200 км/ч.
Сокол-250
Поезд российского производства должен был развивать скорость до 350 км/час. В разработке участвовали 60 отечественных предприятий. Но на испытаниях в 2001 году, Сокол показал 236 км/час, что, однако, стало сразу рекордом для российской техники. И, пожалуй, это громкий провал России по части вагоностроения.
Сокол не ввели в эксплуатацию, поскольку приемная комиссия отметила ряд грубых недостатков. Например, тормозная система была далека от совершенства, а вагоны не обладали достаточной герметичностью. Сегодня вагоны Сокола из знаменитого опытного образца находятся в музее Октябрьской железной дороги.
Приходится констатировать, что амбициозные российские проекты потерпели фиаско в сравнении с заграничными примерами. Из разработок РЖД выделяют только удобство двухэтажных поездов. А надеждам на «скорый» Сокол – 250, так и не суждено было сбыться. И это касается не только пассажирского, но и грузового транспорта. Хотя в 1986 году Россия поставила рекорд по величине: грузовая модель из Кузбасса – самый большой поезд, который сохранял мировое лидерство до 2001 года. Состав длиной 6,5 тысячи метров включал 439 вагонов.
Рекорды среди высокоскоростных поездов
В июле 2017 года при проведении тестовых испытаний на безопасность и надежность «Фусин» достиг отметки в 412 км/ч. Коммерческая эксплуатация скоростного поезда началась осенью этого же года, движение происходит в пределах 350 км/ч.
По заказу национальной железнодорожной корпорации China Railway был разработан и произведен высокоскоростной состав инженерами китайской компании CRRC Tangshan Co. Доля собственных разработок Поднебесной в конструкции и технологиях составляет около 85%.
Факт! Они не имеют аналогов и являются интеллектуальной собственностью страны.
В Европе тоже есть свой рекордсмен среди поездов: TGV POS, который развил скорость на тестах до 574 км/ч, но в коммерческом использовании он передвигается в среднем 320 км/ч. Япония тоже гордится своим знаменитым Shinkansen на магнитной подушке. Он достиг абсолютной скорости при испытаниях 603 км/ч, но при перевозке пассажиров она гораздо ниже, а расстояния короче.
1 Maglev
Лидером нашего рейтинга становится сверхскоростной поезд — Шанхайский маглев, он способен разгонятся до 430 км/ч. Термин маглев (магнитной левитации) известен уже давно, но мало кто смог создать железнодорожные составы на основе этой технологии. Шанхайский маглев является самым быстрым в мире поездом, эксплуатируемым в коммерческих целях. Вместе с тем, он является первым в мире и самым старым поездом на магнитной подушке, который функционирует на данный момент.
Самые протяженные пути, на которых курсирует маглев, находятся также в Шанхае, они соединяют аэропорт Пудун и станцию Лунъян. Их протяженность составляет 30 км (также имеется отдельная полоса для технического обслуживания), это расстояние состав преодолевает всего за 8 минут. При этом, поезда по данному маршруту курсируют с интервалом в 15 минут.
Уникальность маглева состоит в том, что поезд не имеет колес, он словно парит над рельсами с помощью магнитного отталкивания. По этой причине поезда такого рода не могут применяться на больших расстояниях, ведь маглев может перемещаться только по абсолютно прямым рельсам. К сожалению, такой масштабный проект не приносит прибыли. Все дело в дорогостоящей эксплуатации и малой пассажирской востребованности маглева.
===
Еще 70 лет назад понятие “поезд” у всех ассоциировалось с неуклюжим составом с большими колесами и дымом из трубы. Ситуация изменилась коренным образом в 1964 году, когда по рельсам был запущен первый сверхскоростной состав. С того времени мир на железные дороги смотрит под другим углом.
Гонка за временем не прошла мимо железнодорожного сообщения. Теперь поезда обязаны увеличивать свою скорость. Ведь им приходилось конкурировать с самолетами, которые в то время набирали популярность. Вполне понятно, что на огромных расстояниях у самолетов нет конкурентов, но на небольших маршрутах в пределах одной страны или между соседними странами, у поездов есть все шансы обойти “крылатые машины”.
У высокоскоростных поездом есть масса преимуществ по сравению с авиасообщением. Например, железнодорожные вокзалы располагаются в центре городов, до них легко добираться. Нет никаких предполетных формальностей, поезда отправляются в рейсы без задержек. На сравнительно небольшом расстоянии, время в пути на поезде бывает аналогичным или даже меньше, чем на самолете. Именно поэтому многие выбирают такой вид транспорта.
Надеемся, наша статья о самых быстрых поездах была интересной. Удачи!
Китай: шанхайский маглев
Сегодня Китай занял первое место в мире по протяженности ВСМ: к концу прошлого года их длина достигла отметки в 29 тыс. км – это примерно две трети от общей протяженности всех высокоскоростных железных дорог в мире, введенных в коммерческую эксплуатацию, – а в 2025 году местное правительство планирует повысить этот показатель до 38 тыс. км. Один из ключевых реализованных проектов в области высокоскоростного железнодорожного транспорта – это шанхайский маглев: быстрейший в мире поезд на магнитной подушке в коммерческой эксплуатации (развивает скорость до 431 км/ч) и одноименная линия на магнитном подвесе длиной в 30 км, соединяющая станцию шанхайского метро Лунъян Лу и международный аэропорт Пудун. Чтобы преодолеть это расстояние у состава уходит всего 7 минут 20 секунд (в зависимости от модели поезда время может увеличиваться на 50 секунд).
Этот амбициозный и по всем параметрам передовой проект, который обошелся Китаю более чем в $1 млрд, запустили в коммерческую эксплуатацию еще в 2002 году, но даже сегодня он все еще не приносит прибыли (ежегодные убытки составляют около $93 млн). С самого начала шанхайский маглев планировался не как жизнеспособное рыночное решение для нужд путешественников, а в качестве тестового проекта, на основе которого в дальнейшем предполагалось развивать железнодорожную инфраструктуру Китая (он появился еще до массового создания сети ВСМ в стране), но позже от этой идеи отказались по нескольким причинам. «Во-первых, само строительство такой линии экстремально дорогое. Во-вторых, с технической точки зрения ее очень сложно построить в условиях реального рельефа – это требует больших технических изысканий и высокого инженерного уровня в стране в целом. В-третьих, маглев невероятно трудно и дорого поддерживать в эксплуатации, особенно в условиях, когда линия имеет большую протяженность: если пути по каким-то причинам просаживаются, в случае с обычными и даже высокоскоростными железными дорогами их можно сравнительно легко отрихтовать, в случае же с маглевом, когда линию поддерживает миллион опор, это становится очень сложно, – объясняет Павел Зюзин, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов и Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. – Если, к примеру, Япония, может себе это позволить – там около 100 млн жителей сконцентрировано вдоль узкой полосы расселения между Токио, Нагоей и Осакой, образуя коридор с экстремально высоким спросом, – то Китаю этот вариант не подходит. В то же время недавно там одна из линий метрополитена заработала на маглев-технологии – в этой нише в Китае магнитная левитация вполне оправдана и перспективна». В целом же, несмотря на многие сдерживающие факторы, эксперт считает маглев-технологии следующим этапом развития ВСМ, в то время как «обычный» высокоскоростной железнодорожный транспорт, по его мнению, по большому счету достиг пределов своего возможного развития.
7 KTX-I / KTX-Sancheon
Седьмую строчку занимают высокоскоростные электропоезда KTX-I / KTX-Sancheon, которые перевозят пассажиров в Южной Корее, развивая скорость в 305 км/ч. При этом, максимально поезда такого типа могут разгоняться до 330 км/ч.
Южная Корея обладает хорошо развитой сетью железнодорожного сообщения. Современные высокоскоростные составы соединяют столицу страны с другими крупными городами за считанные часы, например по маршруту Сеул — Пусан. Большой популярностью пользуются высокоскоростные поезда KTX-I / KTX-Sancheon, которые принадлежат компании Korail.
Составы подобного класса имеют от 10 до 20 вагонов. При этом, пассажиры могут выбрать одни из двух классов комфортности: второй класс считается стандартным, в нем пассажирские места располагаются 2 на 2, в первом классе места для пассажиров имеют расположение 2 на 1. Все экспрессы KTX имеют комфортабельные сиденья для пассажиров (расстояние между сиденьями составляет 930 мм), туалеты, автоматы с напитками и едой. Еще одним неоспоримым преимуществом является количество рейсов по маршруту Сеул — Пусан, их в сутки бывает более 10. Это значительно упрощает путешествие по Южной Корее.
Франция: поезда серий TGV
В ответ на успех японских синкансэнов во второй половине ХХ века Франция начала строительство своих высокоскоростных поездов TGV (с французского Train à Grande Vitesse переводится как «скоростной поезд»). Поначалу разработчики собирались снабжать проектируемые составы газотурбинными двигателями, затем – газовыми (именно такой был у первого прототипа TGV 001, появившегося в 1972 году, – между прочим, ему удалось поставить мировой рекорд скорости среди поездов без электрической тяги в 318 км/ч). Однако из-за повышенного расхода топлива, в конце концов, от этой идеи тоже отказались, и решено было строить электропоезда, питающиеся от контактной сети. Полностью электрический прототип Zébulon был завершен в 1974 году, а вскоре после этого стартовало производство серийных моделей TGV и строительство предназначенных для них линий LGV, что расшифровывается как Ligne à Grande Vitesse, а переводится как «высокоскоростная линия».
TGV первого поколения серии Sud-Est начали работать на первой линии LGV в 1980 году – их изначальная конструкционная скорость составляла 270 км/ч, хотя позже у части этих поездов данный показатель подняли до 300 км/ч. Вслед за TGV Sud-Est последовали поезда других серий: почтовые TGV La Poste, TGV Atlantique, TGV Réseau, TGV Duplex и Euroduplex, а также предназначенные для международных рейсов TGV TMST, TGV Thalys PBKA и TGV POS. Последняя из этих серий знаменита мировым рекордом скорости для рельсовых поездов в 574,8 км/ч, который удалось установить электропоезду TGV POS №4402 в 2007 году – правда, для этого его несколько модернизировали: установили более мощные тяговые электродвигатели в моторных вагонах, повысив тем самым выходную мощность с 9,3 МВт до 19,6 МВт, снабдили колесными парами большего диаметра и закрыли промежутки между вагонами для лучшей обтекаемости.
Процесс проектирования очередного поколения TGV, которое получило название Avelia Horizon, начался в 2016 году. Среди нововведений – большая вместимость, которая позволяет перевозить до 740 пассажиров, повышенное качество бортовых услуг и связи, а также снижение энергопотребления на 20% за счет внедрения рекуперативного торможения, что, по словам представителей национального железнодорожного перевозчика SNCF, делает эти поезда «самыми экологичными TGV в истории» (в пользу последнего говорит и тот факт, что будущие поезда после вывода из эксплуатации смогут быть переработаны на 97%). В прошлом году SNCF сообщил о заказе сотни таких составов, поставки которых должны начаться в 2023 году.
«Ghan», Австралия, 1096 м
Этот поезд регулярно пересекает Австралию с севера на юг.
Почему именно «Ghan»? Когда-то центр Австралии был малоизучен. Огромную помощь в его освоении в то время оказали погонщики знаменитых афганских верблюдов. В честь них железнодорожную линию, соединившую Аделаиду и Алис-Спрингс в далеком 1929 году, решили назвать «Афганский экспресс». Скоро это название сократили до «Афган», а потом и вовсе до «Ган». К нему так привыкли, что поезд официально стали называть «Ghan».
Когда-то его маршрут был протяженностью 1420 км, но в 2003 году завершилось строительство новой ветки, которая вела от Алис-Спрингс в северный порт Дарвин. Общая протяженность железной дороги стала 2979 км.
Теперь этот поезд – визитная карточка Австралии. Он ходит раз в неделю, круглый год. Перерыв бывает в самое жаркое время года. Так как состав – рекордсмен по длине, людей вдоль платформы вынуждены развозить автобусы. У него 44 вагона и 2 локомотива. Это рекордная длина, если говорить о современных пассажирских поездах.