Какие мультики показать детям в пандемию
Содержание:
- Что такое бактерии?
- Классификация интоксикаций
- Развитие бактерий и вирусов в человеческом организме
- А что классного?
- Про микробов и людей
- Коморбидность
- Что такое вирусы?
- 5 мультфильмов про бактерии, микробы и вирусы, которые будут интересны даже взрослым
- Вместо биороботов
- Каждый человеческий организм – это отдельная вселенная. Помним ли мы об этом?
- «Наука для детей. Бактерии»
- Путь к мозгу через желудок
- Видео
Что такое бактерии?
Как мы уже поняли, бактерии являются прокариотами — одноклеточными организмами, которые не обладают клеточными ядрами. Они — самый распространенный вид живых организмов, обитающих на Земле. Так, человеческий организм населяют 39 триллионов бактерий, которые образуют микрофлору (мы уже
рассказывали
про бактерии, живущие на коже). Среди бактерий различают три вида:
симбионтные
,
условно-патогенные
и
патогенные
бактерии.
Симбионтные
бактерии являются безвредными для человека (их сдерживает иммунная система) и живут с нами в симбиозе.
Условно-патогенные
бактерии, как понятно из названия, не несут опасности для здоровья по умолчанию — они могут стать причиной заболеваний при определенных условиях. Например, из-за общего снижения иммунитета или злоупотребления антибактериальными средствами личной гигиены, из-за который страдает микрофлора слизистых и кожи. Наиболее опасными для человеческого организма являются
патогенные бактерии
, которые вызывают инфекционные заболевания при попадании в организм: туберкулез, сифилис, бактериальную ангину (в прошлом патогенные бактерии провоцировали эпидемии холеры и бубонной чумы).
Классификация интоксикаций
Выделяют две обширные группы интоксикаций. Экзогенная предполагает попадание токсинов в организм извне. Лечением таких состояний занимаются врачи-токсикологи, реже — инфекционисты в случаях, когда заболевание вызвано вырабатывающими экзотоксины возбудителями (например, столбняк). Симптомы интоксикации в этом случае специфические. Терапия подразумевает обязательное применение анатоксинов или антидотов. Экзогенная интоксикация, вызванная внешними факторами, развивается при попадании в организм природных или синтетических токсинов. К экзогенной интоксикации относят следующие виды:
- пищевая токсикоинфекция;
- алкогольное отравление;
- лекарственная интоксикация;
- отравление нитритами, тяжелыми металлами и пр.
При эндогенной интоксикации токсины вырабатываются непосредственно в организме больного. В этом случае синдромы различаются по степени тяжести. Интоксикация возникает в результате того, что в организме накапливаются токсичные вещества. Есть несколько видов таких субстанций:
- продукты нормального обмена веществ, которые скапливаются в чрезмерно высоких концентрациях: кетоновые тела, молочная кислота, мочевина и пр.;
- продукты нарушения обменных процессов: спирты, карбоновые кислоты, альдегиды и др.;
- вещества, образующиеся в результате клеточного распада из патологических очагов (фактор некроза опухолей) или из желудочно-кишечного тракта (липаза, катионные белки и пр.);
- биологически активные вещества: серотонин, интерфероны и т. д.
К причинам интоксикации собственными продуктами и веществами относятся нарушения механизмов адаптации организма: ослабление защитных сил, газообмена и др. В этом случае теряется баланс реакции тканей. Это сбивает обменные процессы и гомеостаз (постоянство внутренней среды). При этом вещества становятся эндотоксинами, не являясь таковыми в условиях нормального здоровья человека.
Интоксикации классифицируются по степени тяжести признаков, а также давности развития синдрома. Выделяют следующие виды:
Острая. Это состояние, которое возникает в результате однократного, кратковременного воздействия токсинов. Симптомы острой интоксикации выраженные, нарастают быстро. К экзогенной (внешней) интоксикации относятся: пищевое отравление, употребление большого количества алкоголя, лекарственных средств, попадание в организм растительных ядов и пр
Важно как можно быстрее получить медицинскую помощь. Несвоевременное лечение может повлечь фатальные последствия.
Хроническая
Это состояние обусловлено длительным воздействием токсинов в организм, обычно в малых дозах и с перерывами. Такая интоксикация может быть результатом поступления отравляющих веществ из внешней среды. Например, при курении, работе с ядохимикатами, а также во время приема медикаментов. Токсины часто вырабатываются в организме из-за болезни или нарушения метаболизма. Отравление может протекать со скрытыми симптомами или проявляться в выраженной форме.
Синдром интоксикации классифицируют по степени тяжести на легкий, средней тяжести, тяжелый и смертельный.
Развитие бактерий и вирусов в человеческом организме
Болезнетворные бактерии и вирусы попадают в человеческий организм одинаковыми путями — воздушно-капельным, через физические повреждения (порезы и укусы) или с едой. Отличается именно их жизненный цикл внутри организма.
У бактерий существует
внеклеточный
и
внутриклеточный
циклы размножения. При
внеклеточном
цикле бактерии не попадают в клетки, но отравляют организм путем выработки токсинов. Такие бактерии обитают на коже и слизистых оболочках. При
внутриклеточном
цикле они проникают внутрь клеток и питаются их содержимым, из-за чего истощенные клетки умирают. Например, бактерии поглощают аденозинтрифосфат (АТФ), который нужен клетке для синтеза новых молекул полезных веществ, передвижения с помощью жгутиков и ресничек и избавления от отходов, а также цитоплазму клетки-хозяина с питательными веществами. Когда ресурсы клетки-хозяина исчерпаны, она подвергается лизису (растворению), а патогенные бактерии выходят во внешнюю среду организма.
Вирус, как известно, не может существовать вне клетки-хозяина. Попадая внутрь, он берет клетку под контроль и использует ее ресурсы для репликации — создания вирусного генетического материала. Существует два сценария развития дальнейших событий. В первом случае вирус со своими копиями могут покинуть клетку, но она продолжит создавать вирусные копии. Во втором — клетка погибает, а вирусы вырываются наружу и далее заражают здоровые клетки.
Вирус также обладает способностью прятаться в клетке. Это происходит, если он по каким-то причинам не заинтересован в репликации или хочет уклониться от защитных реакций иммунной системы организма, в который попал.
Фото: Max Anderson / Unsplash
А что классного?
Фрэнк подцепляет опасный вирус и именно Осмосису Джонсу придётся разбираться с негодяем. Внутренний мир американского работяги нарисован старательно, тут много кто живёт, целый микроскопический город трудится на благо не сильно благодарного человека.
Пока Фрэнк поглощает крылышки и наращивает второй подбородок внутри него идёт невидимая борьба за его же собственную жизнь.
Невольно проникаешься уважением ко всем этим героям!
Билл Мюррей сыграл неприятного типа, безразличного к своему здоровью. И если бы не Осмосис Джонс — ещё неизвестно, чем бы всё это кончилось.
Сняли всё это братья Фаррелли. Вы наверняка видели « Зелёную книгу »? Это работа одного из братьев — Питера. Напомню, что фильм получил трёх Оскаров, один из которых за лучший фильм.
Про микробов и людей
Люди и микробы объединились во имя самого ценного, что нужно живому организму, — во имя еды. Люди умеют ее добывать, а микробы — переваривать. Однако для мирного сосуществования им необходимо выполнять договор о ненападении. Поэтому, действуя на скопления иммунных клеток стенки кишечника, бактерии смягчают возможный иммунный ответ. Если этого не происходит (например, из-за недостатка бактерий), иммунитет человека становится более агрессивным. Вероятно, именно из-за этого у детей, выросших в условиях пониженного содержания бактерий (в чистоте, вне контакта с матерью и ее молоком), чаще развиваются аллергии и аутоиммунные заболевания . Со своей стороны, микробы не разрушают стенки кишечника. Впрочем, они остаются мирными соседями лишь до тех пор, пока не проникнут внутрь организма человека. Там они вызывают тяжелые воспаления, с которыми непросто бороться.
Кроме того, микробы требуют защиты своих интересов
Например, им важно, чтобы к ним регулярно поступала пища, а стенка кишечника их не травмировала. Для этого они выделяют сигнальные молекулы, регулирующие деятельность окружающих клеток хозяина, например всасывание или секрецию ферментов, или даже отложение жира (да-да, есть данные о том, что ожирение связано с нарушением баланса кишечной микробиоты) , ,
Ну и, наконец, такое сосуществование иногда приводит к странным эффектам (рис. 1). Например, микробы могут поглощать лекарства, принимаемые хозяином, или как-то их модифицировать, что иногда существенно снижает эффективность лечения . Или же выделять свою ДНК (в рамках обмена генами с другими бактериями), которая, возможно, поглощается окружающими тканями хозяина. Однозначных подтверждений тому, что гены бактерий работают в клетках стенки кишечника, пока нет. Однако известны подобные случаи у насекомых и червей . А в геноме человека найдены некоторые последовательности, подозрительно похожие на бактериальные . Вероятно, между нами и нашими микрообитателями чуть больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Рисунок 1. Чем заняты микробы в организме человека. При ближайшем рассмотрении оказывается, что они влияют практически на все аспекты жизнедеятельности организма.
Коморбидность
Клептомания, по-видимому, связана с другими психическими расстройствами, особенно с перепадами настроения, тревогой, расстройствами пищевого поведения, употреблением алкоголя и психоактивных веществ. Воровство как поведение в сочетании с расстройствами пищевого поведения, особенно нервной булимией , часто рассматривается как признак серьезности расстройства пищевого поведения.
О вероятной связи между депрессией и клептоманией было сообщено еще в 1911 году. С тех пор она широко установлена в клинических наблюдениях и имеющихся отчетах о случаях заболевания. Расстройство настроения может быть первым или одновременно возникать с началом клептомании. В запущенных случаях депрессия может привести к самоповреждению и даже к самоубийству. Некоторые люди сообщают об облегчении депрессии или маниакальных симптомов после кражи.
Было высказано предположение, что, поскольку клептомания связана с сильными компульсивными и импульсивными качествами, ее можно рассматривать как разновидность расстройств обсессивно-компульсивного спектра вместе с патологической игрой , компульсивными покупками , пироманией , кусанием ногтей и трихотилломанией . Эта точка зрения подтверждается необычно высокими случаями обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР; см. ) у близких родственников пациентов с клептоманией.
Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ
Клептомания и наркомания, по-видимому, имеют общие основные качества, в том числе:
- повторяющееся или принудительное участие в поведении, несмотря на нежелательные наказания;
- ослабленный контроль над тревожным поведением;
- состояние потребности или желания перед тем, как принять участие в проблемном поведении; а также
- положительное состояние стремления к удовольствиям на протяжении всего акта тревожного поведения.
Данные эпидемиологических исследований дополнительно предполагают наличие однонаправленной связи между клептоманией и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, а также высокой частотой. Феноменологические данные подтверждают связь между клептоманией и наркоманией. Более высокий процент случаев клептомании отмечен у подростков и молодых людей и меньшее количество случаев среди пожилых людей, что подразумевает естественное течение, аналогичное тому, которое наблюдается при расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ. Данные семейного анамнеза также предполагают возможный общий генетический вклад в употребление алкоголя и клептоманию. Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, чаще встречаются среди родственников людей с клептоманией, чем среди населения в целом. Кроме того, фармакологические данные (например, вероятная эффективность опиоидного антагониста налтрексона при лечении как клептомании, так и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ) могут предоставить дополнительную поддержку совместной взаимосвязи между клептоманией и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ. Основываясь на идее о том, что клептомания и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, могут иметь некоторые общие этиологические особенности, можно сделать вывод, что клептомания будет оптимистично реагировать на одни и те же методы лечения. Фактически, некоторые немедикаментозные методы лечения, которые успешно справляются с употреблением психоактивных веществ, также подходят для лечения клептомании.
Обсессивно-компульсивное расстройство
Клептомания часто рассматривается как часть обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), поскольку непреодолимые и неконтролируемые действия аналогичны часто чрезмерным, ненужным и нежелательным ритуалам ОКР. Некоторые люди с клептоманией демонстрируют симптомы накопления, которые напоминают симптомы ОКР. Уровни распространенности между двумя расстройствами не демонстрируют сильной взаимосвязи. Исследования, посвященные изучению сопутствующей патологии ОКР у субъектов с клептоманией, дали противоречивые результаты, при этом некоторые из них показывают относительно высокую частоту встречаемости (45–60%), в то время как другие демонстрируют низкие показатели (0–6,5%). Точно так же, когда частота клептомании была исследована у субъектов с ОКР, была обнаружена относительно низкая частота встречаемости (2,2% -5,9%).
Пиромания
Пиромания , еще одно импульсивное расстройство, во многом связано с клептоманией. Многие пироманы начинают разжигать огонь вместе с мелким воровством, которое часто похоже на клептоманию.
Что такое вирусы?
По мере расширения познаний в области инфекционных заболеваний ученым становилось понятно, что не все они вызваны патогенными бактериями и грибками. Сейчас нам также известно о существовании вирусов — неклеточной формы жизни, провоцирующей развитие заболевания при попадании в организм.
Строение вирусов очень примитивно — это генетический материал, представленный в виде ДНК или РНК (нуклеиновых кислот), и защитная белковая оболочка (капсид). Вирусы не обладают клеточной структурой и не могут существовать вне живых клеток, которые «захватывают». Такие клетки нужны вирусам для размножения и синтеза молекул, так как у них полностью отсутствует обмен веществ.
В то же время вирусы имеют собственный набор генов и эволюционируют путем естественного отбора (выживают сильнейшие особи) — то есть проявляют признаки живых организмов. Ученые до сих пор не знают, к чему относятся вирусы — к живой или неживой природе — поэтому их принято называть «организмами на границе живого».
Загадкой до сих пор остается и история происхождения вирусов. На эту тему существует несколько разных теорий, самая популярная из которых гласит, что вирусы когда-то были частью геномов более крупных организмов, но «сбежали» и начали существовать за счет клеток-хозяев.
Существует огромное количество вирусов, многие из которых хорошо (или относительно хорошо) изучены — это вирусы гриппа, иммунодефицита человека, гепатитов А и С.
Отдельно стоит сказать, про коронавирусы — семейство вирусов, известное науке с 1965 года. К ним относится и виновник нынешней пандемии — штамм SARS-CoV-2, провоцирующий возникновение инфекции COVID-19.
Фото: Kay Lau / Unsplash
На данный момент коронавирусы изучены недостаточно глубоко, и лечение COVID-19 (как и предшествующих ему заболеваний, вызванных штаммами коронавирусов) не разработано.
Про здоровье
А маски помогут? 6 важных правил во время эпидемии коронавируса
5 мультфильмов про бактерии, микробы и вирусы, которые будут интересны даже взрослым
Если ваш ребенок в наше “пандемическое” время боится вируса или наоборот, такая ситуация возбудила интерес к теме, предложите ему или посмотрите вместе эти пять интересных и поучительных мультфильмов, которые расскажут о том, как правильно мыть руки, что такое антибактериальные средства и многое другое.
Главными героями одной из серий «Смешариков» вместе с Лосяшем, Каркарычем и Крошем становятся бактерии. В серии рассказывается как про их полезные разновидности, которые используются для уборки нефти и создания йогуртов, так и про вредные, которые вызывают болезни и целые эпидемии. В серии появляются Александр Флеминг и Нобелевская премия.
Любимые «Фиксики» тоже не остались в стороне от вирусной темы. Как всегда, маленькте умельцы выручают Дим Димыча, который не помыл руки, потом забыл про мыло, снова перемывал антибактериальным. А параллельно рассказывают мательнким зрителям об удивительном мире, где под микроскопом можно обнаружить тысячи микроскопических животных. Ну и, конечно, куда без правил гигиены и обработки продуктов.
Этот анимационный фильм «ПостНауки» из проекта «Краткая история всего» больше похож на фильм. Поможет разобраться в том, какие бывают вирусы, какого они размера, как им удается атаковать живые организмы и как «вирусными заводами» становятся клетки самого организма.
Еще один анимационный фильм от «ПостНауки». Здесь уклон идет на проблему антибиотиков: что будет, если не допить курс? Почему организм становится устойчивым к антибиотикам? Фильм затрагивает и глобальные вопросы медицинских препаратов, например, экономические. Все ответы авторы при этом уложили в три минуты.
А про коронавирус детям можно рассказать, например, с помощью специальных детских книжек.
Источник
Вместо биороботов
Очутившись в своей лаборатории — комнате с высокими потолками, аутентичными деревянными шкафами 1950-х и штабелями упаковок молока за вредность, — Ивин первым делом идет к холодильнику. Достает стеклянную емкость, откачивает автоматической пипеткой прозрачную буферную жидкость и заливает новую.
— Работа ученого в значительной степени так и выглядит, — Ивин снова пытается сбить пафос. — Залил, подождал два часа, поменял, потом опять подождал два часа.
Он говорит, что в этой емкости на стекле тоже растут клетки зеленых мартышек. Завтра он будет их красить: добавлять к определенным белкам антитела, модифицированные флуоресцентными красителями для визуализации под микроскопом. Это никак не связано с вакцинами.
— На первый взгляд это описательная наука, но несколько таких исследований могут привести к интересным выводам, — говорит Ивин. — От пандемии есть один плюс: люди начали интересоваться фундаментальной наукой, поскольку благодаря ей мы часто получаем практические разработки. Обычно меня спрашивают: «Где работаешь? О, ты делаешь биороботов? Нет? Ну, ладно». О каких биороботах они вообще говорят?
Ивин заинтересовался биоинженерией, когда учился в биохимическом классе лицея в Троицке Челябинской области. Окончив лицей, он поступил в МГУ на факультет биоинженерии и биоинформатики. На четвертом курсе пришел в Центр Чумакова писать курсовую о взаимодействии клеток и вирусов. Да так и работает уже 11 лет, переселившись в другой, московский Троицк.
Мультик от создателя
Фото: РИА Новости/Министерство обороны РФ
Он показывает видео, в котором вирусы (нековидные) взрывают клетки. Потом другое видео, где вирусы доводят клетку до программируемой смерти — апоптоза. А затем открывает цветные фотографии: разрушенные вирусом клетки кажутся нарисованными в черной пустоте лицами — кто-то грустит, кто-то улыбается наподобие хеллоуинской тыквы.
— Я даже мультфильм про них хотел сделать, — мечтательно смотрит на фото Ивин.
— Этим и займетесь, когда наладите производство вакцины от коронавируса? Или это слишком отдаленные планы?
— Вообще-то, третья фаза клинических испытаний может начаться уже в ноябре. Но еще много всего — например, подготовка научной публикации. У нашего отдела уже есть публикация по отбору вируса в The Journal of Infectious Diseases, будут и по другим этапам.
Ивин рассказывает, что потом ему было бы интересно заняться более технологичными вакцинами. Сделать, например, вирусоподобную частицу — это когда в клетках вырабатываются белки, которые потом собираются в частицу. Снаружи она как белковая оболочка вируса, но внутри нет генома, она не может ожить.
— Наш директор говорит, что вакцина первого выбора должна производиться на хорошо изученной базе, поэтому мы занялись инактивированной вакциной. Но потом неплохо бы сделать что-то более безопасное в производстве, что не требует культивирования живого вируса.
Каждый человеческий организм – это отдельная вселенная. Помним ли мы об этом?
Полностью поглощенные своими мыслями, целями задачами, помним ли мы о том, что в нашем организме происходит тысячи, миллионы процессов? Эти процессы не остановятся даже тогда, когда мы причиняем своему организму вред: курим, потребляем алкоголь, переедаем, подвергаемся стрессу, замерзаем или перегреваемся, переутомляемся или недосыпаем
Для нашего организма неважно знаем ли мы обо всех процессах, происходящих внутри него или не знаем. А может быть, все-таки важно?…
Человеческий организм – это невероятное творение природы, в котором
- 200 костей сложной формы обеспечивают движение нашего тела, а 500 идеально скоординированных мышц и 11 километров нервных волокон им помогают.
- Сердце совершает около 36 000 000 ударов в год, перекачивая 227 100 литров крови на расстояние 96 000 километров.
- Легкие состоят из 60 000 000 воздухоочистительных шариков.
- Кровь содержит 22 триллиона кровяных клеток, каждая из которых образована миллионом молекул, и в каждой из них есть атом, пульсирующий со скоростью 10 миллионов раз в секунду.
- Человеческий мозг вмещает миллион миллионов нервных клеток.
- Расположены 500 000 датчиков осязания и 200 000 температурных датчиков.
- Содержится количество атомной энергии, достаточное, чтобы выстроить любой из крупнейших городов мира несколько раз.
- Человеческий рот – это самая тонкая и сложная химическая лаборатория в мире.
Так почему же у нас такое пренебрежительное отношение к своему организму? Мы воспринимаем его, как должное, забывая о нем иногда заботиться. Мы ухаживаем за собой снаружи, забывая о чистоте внутренней… Человек подвержен влиянию огромного потока информации, из которого он не в состоянии порой отделить истину, мы застряли в своих заблуждениях о возможностях нашего организма.
Когда человек заболевает, он начинает себя интенсивно лечить, либо самостоятельно, либо прибегая к медицинской помощи. В современном мире остались единицы, кто доверяет своему организму, и позволяет ему самостоятельно справиться с трудностями.
Мир фармакологии, как гигантский монстр висит над нашим миром. Мы думаем или нам внушили? Что наш умный организм не может справиться самостоятельно с обыкновенной простудой, насморком и кашлем. Нас пугают осложнениями, а мы в свою очередь, не оставляем нашему организму шанса побороть болезнь своими силами.
Лекарства – это блага цивилизации…, но блага ли для нашего организма? Ведь современная медицина лечит следствие болезней, таблетки, сиропы и уколы позволяют нам избавиться от дискомфорта, но могут ли они избавить нас от истинных причин болезни?
Приняв лекарство внутрь, мы со спокойной душой предполагаем, что дело сделано, мы смогли победить недуг. Ведь там внутри у нас темно и ничего не видно :), а таблетки знают, что делать. На сегодняшний день человечество слишком полагается на различные химические препараты, и все меньше доверяет своему организму… Но природу еще никто не смог обмануть или перехитрить.
Забывая о возможностях нашего организма к самоисцелению, мы ведем себя и свое тело в тупик, из которого очень сложно выбраться. Лекарствами мы не лечим болезни, а лишь притупляем симптомы, болезни наши уходят глубже в наш организм, а в старости выливаются в более серьезные заболевания. Но сознание наше слишком замусорено различными заблуждениями, и мы не можем провести причинно-следственную связь между перенесенной в детстве ангиной и астмой в старости…
Так что же теперь совсем не употреблять лекарства, спросят многие. По возможности, да. Но одно лишь это не поможет, если не изменить образ жизни и стиль питания. От последнего, кстати, зависит насколько часто и серьезно болеет человек. Но очень не многие понимают, что все болезни, которые переносит человек, зависят от его питания.
Немного из личного опыта, не спешите обращаться в платные клиники! Платно, вовсе не значит качественно. У нас с мужем был опыт, у каждого свой, общения с врачами из платной клиники, причем и мне и ему выписали такое множество лекарств, что когда мы попали все-таки на прием к своим лечащим врачам, последние были в шоке от количества назначенных препаратов. Мне хватило мужество не пить лекарство, у мужа нет…
«Наука для детей. Бактерии»
В мультсериале Смешарики все серии познавательные. Одна из них доступным языком рассказывает о микробах и антибиотиках. Ребёнку интересно будет посмотреть на примере Лосяша, Кроша и Карыча, как бактерии влияют на организм и как предупредить заболевания.
Всё-таки бактерии – это фантастические создания. В этой серии детям расскажут об их разновидностях. Полезные помогают переваривать пищу и готовить кисломолочные продукты, вредные – вызывают различные заболевания и могут быть причиной серьёзных эпидемий. Из мультика ребёнок узнает, что победить бактерии поможет плесень, то есть содержащийся в ней пенициллин. В этом мультфильме появляется Александр Флеминг и Нобелевская премия.
Осторожно! Этот мультфильм может побудить детей к разведению бактерий и экспериментам с плесенью
Путь к мозгу через желудок
Казалось бы, где головной мозг, а где желудок? Тем не менее первое, что необходимо организму для выживания, — еда, а значит, мозг должен четко понимать, есть ли она, что с ней происходит и хорошо ли работает пищеварительная система. Специально для этого в стенке кишечника расположены — микрожелезы, выделяющие множество регуляторных веществ (рис. 2). Часть из них действует на близлежащие клетки, стимулируя или замедляя пищеварение. Другие же активируют нейроны в стенке кишечника, в частности, окончания блуждающего нерва, который идет напрямую в головной мозг. Кроме того, под поверхностью кишечника встречаются болевые окончания, которые тоже реагируют на вещества, выделяемые энтерохромаффинными клетками, и могут сигнализировать о том, что организм съел что-то не то. Наконец, стенка кишечника заселена иммунными клетками, чутко следящими за проникающими внутрь веществами. При обнаружении врага эти клетки запускают воспаление, при этом выделяются вещества, действующие на нервные окончания и попадающие в кровоток. Таким образом стресс из локального может стать глобальным .
Рисунок 2. Стенка кишечника как посредник между микрофлорой с одной стороны и нервной и иммунной системами — с другой.
Видео
Интересный мультфильм или видео фильм, в котором есть фото под микроскопом, быстрее и ярче покажут малышу всю опасность микробов. Вот некоторые из хороших и полезных мультфильмов, которые можно смотреть на нашем сайте.
Уроки тетушки Совы
Этот мультик – чудесная сказка о микробах и их влиянии на организм человека. Информация излагается доступно, без лишней терминологии и направлена как раз на детей дошкольного или младшего школьного возраста. Мультфильм сопровождают простые и одновременно понятные стихи, а главный герой – помощник тетушки Совы – разглядывает вредные бактерии под микроскопом, где микробы предстают как живые. Смотреть мультик можно тут:
Зачем чистить зубы?
Этот видео фильм подробно рассказывает, зачем мыть руки и чистить зубы, как человек ощущает вкус, как происходит процесс пищеварения и т.д. Скучная научная информация представлена в виде героев, которые представляют микробы, импульсы, поступающие в мозг человека и отвечающие за вкус и т.д. Благодаря такой нестандартной подаче материала малыш сможет буквально наглядно представить не только, что такое микробы (эта тема в мультике второстепенна), но и вообще понять, как работает человеческий организм. Смотреть мультик можно тут:
Митя и микробус
Следующий мультфильм под названием «Митя и микроб» скорее подойдет дошкольникам. Это видео фильм рассказывает о мальчике Мите, который, как все дети, пренебрегал методами гигиены. Мультик имеет интересный сюжет о полезных бактериях и микробах, ведущих между собой борьбу. Микроорганизмы представлены в виде небольших человечков, которых словно наблюдаешь под микроскопом. Мультфильм кукольный, однако смотреть его от этого не менее интересно. Герои в нем поют веселые песенки, простые и поучительные. Смотреть или скачать видео фильм можно здесь:
https://youtube.com/watch?v=TT0wWY3etwY
Аркадий Паровозов
Это видео фильм, сделанный на основе компьютерной графики. Он представляет собой рассказ о девочке Маше, которая съела немытый помидор с микробами. В результате у нее поднялась температура и заболел живот. Но на помощь приходит некий Аркадий Паровозов, эдакий Супермен, который прогоняет микробы и возвращает Маше хорошее самочувствие. Нельзя сказать, что мультфильм нарисован идеально
Фигуры скорее схематические, и все внимание направлено на стихи о микробах, которые автор ролика читает за кадром. Смотреть мультик можно тут:
Вы – это ваши микробы
Этот мультфильм представляет собой скорее научный видео фильм с объяснениями, картинками и фото. Он будет более интересен младшим школьникам. Здесь чередуются фото микробов и мультипликационные съемки. В мультике отсутствуют песенки или стихи. Предлагая его ребенку, этот фактор нужно учитывать: ребенок должен быть готов к восприятию. Смотреть мультфильм с фото можно тут:
Итак, сказка о микробах в виде фильма или мультфильма – отличное пособие для обучения малышей.